Киев

Город-герой с 8 мая 1965.

     22 июня 1941 года на Киев обрушились бомбы врага, который планировал захватить город с ходу, но встретил упорное сопротивление войск Юго-западного фронта. Два месяца продолжались ожесточенные бои с превосходящими силами противника. Город-герой стоял непреодолимой преградой для врага. На подступах к столице Украины нашли гибель более 100 тысяч фашистских солдат, были разгромлены 10 кадровых дивизий.
     В конце августа фашистское командование повернуло на юг, в обход Киева, сильнейшую танковую группировку. Из-за создавшейся угрозы окружения наших войск 19 сентября по приказу Ставки Киев был оставлен. Но борьба с фашистами продолжалась. В городе и окрестностях отважно действовали тысячи партизан и подпольщиков. Они уничтожили за время оккупации сотни гитлеровцев, произвели крушение 19-ти поездов, вывели из строя 50 паровозов и до 600 вагонов, уничтожили 500 вражеских автомашин, взорвали 2 моста, спасли от угона в Германию до 8 тысяч, от концентрационных лагерей — 1 тысячу наших людей. Выпустили 1 миллион листовок, 173 экземпляра газет. Во время оккупации, которая длилась 778 дней, фашисты расстреляли и замучили в застенках гестапо более 195 тысяч человек, свыше 100 тысяч молодых киевлян вывезли на работы в Германию.

    ЧЕРНАЯ СТРАНИЦА — БАБИЙ ЯР


     Ранним утром 29 сентября 1941 г., накануне Судного дня, евреи из разных районов Киева, следуя нацистскому приказу, шли, казалось, нескончаемым потоком в район Лукьяновского кладбища. Уже невдалеке от обрывов Бабьего Яра они попадали в своеобразный коридор, образованный двумя шеренгами дюжих гитлеровцев с собаками. Авторы издания «Без строку давності... Трагедія Бабиного Яру» пишут: «Под выкрики «Шнель! Шнель!», под громкий хохот «цивилизаторы» спускали собак, жестоко били обреченных, подгоняя к тому месту, где с них срывали одежду, забирали драгоценности, продовольствие, документы. Совершенно голые мужчины, юноши, женщины, девушки, люди пожилого возраста и дети под присмотром охранников становились на край глубокого рва и расстреливались из пулеметов».
     В прошлом актриса Дина Проничева, чудом уцелевшая во время расстрела и сумевшая ночью выбраться из Бабьего Яра, в своих показаниях свидетельствовала: «На моих глазах раздевали, били: люди истерически смеялись, видимо, сходили с ума, становились за несколько минут седыми. Грудных детей вырывали у матерей и бросали вверх через какую-то песчаную стену, всех голых выстраивали по два-три человека и вели на возвышенность к песчаной стене, в которой были прорезы. Туда люди входили и не возвращались… С противоположной стороны из пулеметов их расстреливали, люди падали вниз в очень глубокую пропасть».


     Сторож Лукьяновского кладбища Сергей Иванович Луценко, бывший очевидцем страшного преступления, рассказывал: «Веками хоронили на Лукьяновке мертвецов, но проклятые фашисты за одну неделю захоронили в Бабьем Яру столько, что их на трех кладбищах не уложишь… Из сторожки на кладбище было хорошо видно, как людей раздевали догола, как из автоматов и пулеметов расстреливали поставленных над пропастью, как хватали детей за ножки, поднимали и бросали живыми в яр».


     После массового убийства киевских евреев и тех некиевлян, кто надеялся найти в городе убежище и защиту, трагедия Бабьего Яра не закончилась. В октябре-ноябре 1941 г. здесь были уничтожены больные психиатрической больницы им. Павлова, тысячи военнопленных бойцов и командиров Красной Армии, несколько цыганских таборов. В январе 1942 г. сюда вели на расстрел около ста моряков Днепровской военной флотилии. На протяжении двух лет по вторникам и пятницам в Бабий Яр привозили людей в машинах и расстреливали, а затем везли задушенных по дороге в душегубках противников гитлеровского «нового порядка» разных национальностей, пленных и подпольщиков, заложников — мужчин и женщин. Бабий Яр превратился в огромную братскую интернациональную могилу.


     В оккупированном Киеве. Эсэсовцы роются в вещах расстрелянных , не обращая внимания на фотографа («свой!»), в урочище Бабий Яр.
     Бабий Яр — урочище в Киеве, получившее печальную известность как место массовых расстрелов гражданского населения и военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками. Здесь были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, не менее 40 тысяч евреев, около 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии, арестованные партизаны, политработники, подпольщики, работники НКВД, не менее пяти цыганских таборов. По разным подсчётам, в Бабьем Яру в 1941—1943 было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек.
     С сентября до конца октября 1941 г. расстрелы в основном проводились мобильными подразделениями СС (айнзацгруппы и полицейские части) при содействии полевой жандармерии и частей вермахта (454-я охранная дивизия, 75-я и 299-я пехотные дивизии). С октября 1941 г. до конца сентября 1943 г. Бабий Яр являлся местом регулярных расстрелов , проводимых органами полиции безопасности и СД в тесном сотрудничестве с военными и гражданскими властями Киева.



     Убитые советские военнопленные на улице Киева. Один из них одет в гимнастерку и галифе, другой — в нижнем белье. Оба разуты, босые ноги в грязи — шли босиком. У убитых- истощённые лица. Очевидцы вспоминают, что, когда пленных гнали по киевским улицам, конвоиры расстреливали тех, кто не мог идти.
     Прохожие торопятся проскочить опасное место, где стоит немец с фотоаппаратом. На втором плане — старый киевский дом, переоборудованный, как видно, под какое-то производство: в стене — круглое отверстие для осевого вентилятора, окна помещения закрашены. Стоят большие ящики с ручками для переноски. На дверях нанесен белый крест, очевидно, он должен свидетельствовать о том, что в доме нет евреев — накануне в Киеве прошли массовые расстрелы еврейского населения.

    Тела убитых мирных жителей на бульваре Тараса Шевченко в оккупированном Киеве.

    Немецкий патруль ведет пойманных переодетых советских солдат. Сентябрь 1941 г.


     Что есть трагедия Бабьего Яра, ответим: это трагедия Украины, это трагедия всего человечества, которому нацизм готовил подобные полигоны для истребления неугодных народов.

   Бабий Яр. Матери умоляют не убивать детей.


    ОДИННАДЦАТЬ ОБРЕЧЕННЫХ

    В 1942 году киевские футболисты проводили поединки с оккупантами. Матч смерти, сыгранный в оккупированном Киеве летом 1942 года между советской и немецкой командами, стал одним из самых трагических событий. Победа, добытая киевскими футболистами для болельщиков своего города, стоила спортсменам жизни.
     Так случилось, что некоторые из футболистов, находившиеся на сооружении оборонительных рубежей на подступах к Киеву, не смогли выехать из города в сентябре 1941 года. Известный вратарь Николай Трусевич тоже оказался в городе. Он устроился работать грузчиком на хлебзавод № 1, а по вечерам на ближайшем пустыре играл с приятелями в футбол. Вскоре о том, что в городе остались футболисты, стало известно немецким властям. От них поступило предложение собрать команду для участия в открытии украинского стадиона на Большой Васильковекой, 51 (сейчас НСК «Олимпийский»). Новосозданную команду назвали «Старт». Лишь часть игроков представляли киевское «Динамо». Но в немецких отчетах о футбольных матчах умышленно говорилось о команде «Динамо».
     Первая игра состоялась 5 июня 1942 года. В заключение торжественного открытия стадиона состоялся футбольный матч. «Старт» победил со счетом 7:2 украинскую команду «Рух». Остальные игры с участием «Старта» проходили на стадионе «Зенит» (сейчас стадион «Старт» на улице Шолуденко в Киеве). 21 июня «Старт» обыграл сборную венгерского гарнизона — 6:2, 5 июля — сборную румын — 11:0, 12 июля «Старт» — команда военных железнодорожников — 9:1, 7 июля «Старт» — воинская команда «PGS» — 6:0.
   Затем против советских футболистов играла команда «Flakelf» (сборная немецких зенитчиков). Первая встреча состоялась 6 августа 1942 года. Немцы проиграли с разгромным счетом 1:5. Через три дня немцы собрали на матч-реванш усиленную команду. Счет открыли немцы. Потом Иван Кузьменко сравнял счет, и еще в первом тайме два гола забил Макар Гончаренко.
     В перерыве матча в раздевалку советских футболистов пожаловал немецкий военачальник (полковник), наблюдавший за матчем. И в жесткой форме под угрозой лагерей и расстрела потребовал проиграть.
     Второй тайм прошел в равной жесткой борьбе. Немцы забили два гола и сравняли счет, но затем «Старт» вырвал победу 5:3, которая стоила победителям жизни.
Через неделю после матча-реванша гестапо прямо на рабочих местах арестовало (на хлебозаводе) большинство футболистов команды «Старт», обосновав это тем, что Динамо (Киев) — команда НКВД, так что все они нквдисты. Хотя было ясно, что арестованы они за выигранный матч.
     Николая Коротких, являвшегося якобы советским агентом, замучили в гестапо.
     Некоторые футболисты оказались в Сырецком концентрационном лагере, где весной 1943 года были расстреляны: Николай Трусевич, Иван Кузьменко, Алексей Клименко. Причина расстрела точно не установлена; формально она, как и их арест, не была связана с выигрышем у немецкой команды. Есть версия, что причиной для ареста послужил факт обнаружения битого стекла в хлебе, отправлявшемся для нужд военного госпиталя и в том числе для реализации среди оккупированного населения. Следователи не могли поверить, что наши спортсмены могли пойти на такую низость, но правда оказалась именно такой. Скорее всего, агентам, работавшим под прикрытием в захваченом Киеве требовался новый всплеск недовольства людей, а жертвой стали футболисты — не секрет, что самые популярные люди из числа тех, кто не смог выехать до прихода немцев. Но это всего лишь версия, одна из множества.
     В 1965 Президиум Верховного Совета СССР наградил оставшихся в живых участников «матча смерти» правительственными наградами (медалями «За отвагу»).
     В 1971 на стадионе «Динамо» был установлен памятник — гранитная скала с горельефными фигурами четырёх футболистов (скульптор Иван Горовой). На памятнике слова Степана Олийника:

За наше сьогодні прекрасне
Вони полягли у двобої…
В віках ваша слава не згасне,
Безстрашні спортсмени-герої.

В 1981 на стадионе «Зенит», переименованном в «Старт», установили скульптурно-архитектурную композицию в честь «матча смерти».




    3 ноября 1943 года началась Киевская наступательная операция войск 1-го Украинского фронта. 6 ноября 1943 года над столицей Украины взвилось Красное знамя. В ходе Киевской наступательной операции войска 1-го Украинского фронта за 10 дней разгромили 15 вражеских дивизий, уничтожили и захватили около 1200 орудий и минометов, 600 танков и штурмовых орудий, 90 самолетов, около 2-х тысяч автомашин. 17,5 тысяч бойцов были награждены орденами и медалями, 663 из них, наиболее отличившихся при форсировании  Днепра и освобождении Киева, удостоены звания Героя Советского Союза, 4-м киевским подпольщикам присвоено звание Героя Советского Союза.
    8 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., и в ознаменование 20-летия Победы, городу Киеву было присвоено почетное звание города-героя с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

Комментариев нет:

Отправить комментарий